Налоговая нагрузка по налогу на прибыль 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по налогу на прибыль 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Запрос разъяснения ситуации от ФНС может прийти в виде требования. Компании не следует игнорировать запрос о предоставлении пояснений по налоговой нагрузке по прибыли во избежание назначения налоговой проверки. Несмотря на тот факт, что обязанность разъяснять информацию о причине снижения налоговых платежей не закреплена в законодательстве, на практике инспекторы ФНС запрашивают пояснение не только в период проведения камеральных проверок предоставленных отчетов. Ответ на полученное требование о низкой налоговой нагрузке по прибыли следует предоставить в течение 5 дней (рабочих) со дня получения.

Налог на прибыль: пояснения в ИФНС по низкой налоговой нагрузке

Пояснительную записку требуется подготовить в письменном формате.

Рассмотрим, какие обязательные сведения в отношении налоговой нагрузки по прибыли ответ налоговой должен содержать.

Для пояснительных в ФНС не предусматривается никаких обязательных форм, в связи с чем составить ответ можно в произвольной форме. Структура ответа может быть представлена следующим образом:

  • «Шапка» ответа. В соответствии с обычаями делового оборота, следует в правой верхней части листа указать наименование налоговой инспекции, наименование и основные реквизиты компании-налогоплательщика.
  • Указывается исходящий номер документа и дата.
  • По центру листа указывается наименование составляемого документа – в нашем случае «Пояснение».
  • Далее располагается непосредственно текст пояснительной записки, где описываются причины низких показателей налоговой нагрузки.
  • В нижней части необходимо указать должность, ФИО, подпись руководителя компании.

Дата определения доходов и расходов

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Налоговая политика в 2021 – 2023 годах

Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.

Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.

Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Какая формула заложена в калькулятор

Исчисление налоговой нагрузки (НН) с помощью калькулятора происходит по формуле:

НН = УН / Д × 100%,

где УН — уплаченные налоги (без агентских платежей и уплаченных налогов на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, страховых взносов);

Д — доходы налогоплательщика по Отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

В результате применения этой формулы налоговая нагрузка определяется в процентах. Точность полученного результата зависит от того, насколько достоверно налогоплательщик установил исходные данные. Также имеет значение формат занесения исходных данных в поля калькулятора — их отражают только в тыс. руб. Если данные будут внесены в иных единицах измерения (руб., млн руб. и др.), фактическую нагрузку калькулятор вычислит, но результат расчетов и сравнений будет некорректным.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
Читайте также:  Правовые последствия признания брака недействительным и прекращения брака

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Как понять, что налоговая нагрузка низкая

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Для этого нужно в приложении выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству — 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

Затраты и внереализационные расходы

1. В настоящее время для организаций (за исключением банков) порядок создания резервов предстоящих расходов законодательством не установлен. Хотя на практике организации часто создают резерв предстоящих расходов оплаты отпусков (компенсаций за неиспользуемые отпуска), действующая редакция подп. 2 п. 2 ст. 170 НК не позволяет им (за исключением банков) учитывать указанный резерв при налогообложении прибыли, т.к. порядок создания такого резерва законодательством не установлен.

Проектом предлагается предоставить право учитывать при налогообложении прибыли отчисления в резерв предстоящих отпусков, формируемый в бухгалтерском учете в порядке, определенном законодательством или учетной политикой.

2. Планируется изменить состав расходов на рекламу, включаемых в затраты для целей налогообложения. Листовки, флаеры и другая печатная продукция наряду с брошюрой и каталогом являются полиграфическим материалом, выпускаемым в рекламных целях. Расходы на изготовление данной продукции целесообразно включать в качестве рекламных в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.

3. В состав затрат по производству и реализации с января 2023 г. будут включаться суммы премий, бонусов, вознаграждений, предоставленных при выполнении покупателем условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных договором. Сегодня они включаются в состав внереализационных расходов.

На практике выявлены ситуации, когда организации предоставляли существенные бонусы при реализации товаров, облагаемых по пониженной ставке или освобождаемых от налогообложения, и, пользуясь действующим законодательством, всю сумму такого вознаграждения учитывали в составе внереализационных расходов, формирующих налоговую базу для исчисления налога на прибыль по ставке 18%, не уменьшая прибыль, облагаемую по пониженной ставке или освобождаемую от налогообложения.

4. В состав внереализационных расходов предлагается включить расходы на проведение идеологической работы.

5. Согласно предлагаемой редакции п. 83 ст. 1 проекта в составе затрат при налогообложении не будут учитываться суммы превышения стоимости, по которой приобретено денежное требование, над размером денежного обязательства должника по этому денежному требованию.

6. В НК переносятся положения Указа от 27.09.2021 № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». В состав затрат по производству и реализации будут включаться суммы страховых взносов за счет средств работодателя по договорам добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии работников.

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:

  • сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
  • сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Рубрика:

Налоги, взносы, пошлины

Теги: налоговая нагрузка налоговая нагрузка на малые предприятия виды деятельности

  • Амелина Татьяна, генеральный директор

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

1. Порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями

В Налоговом кодексе будет закреплен порядок распределения прибыли между обособленными подразделениями при применении разных ставок налога на прибыль, который сейчас рекомендует Минфин (письмо от 14.05.2020 № 03-03- 07/39124).

Для исчисления авансовых платежей и налога, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, налоговая база определяется исходя из доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

При этом пунктом 2 статьи 274 НК РФ установлено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Читайте также:  Авансовый платеж за патент в 2023 году

Проблемы заключаются в отсутствии четкой методики распределения прибыли между обособленными структурными подразделениями, а мы понимаем, что нет четкости регулирования, там могут быть злоупотребления проверяющих и следовательно, штрафные санкции.

2. Вводятся новые виды налоговых проверок: оперативные проверки, которые касаются кассовой дисциплины

Оперативные проверки – это разновидность налоговых проверок, целью которых является проверка правильности и полноты фиксации расчетов, совершаемых с применением ККТ. В рамках оперативной проверки сможет проверяться период, не превышающий 3 календарных лет.

Понятно, что любые налоговые проверки имеют целью доначисление налогов, а следовательно, налогоплательщики столкнутся с новыми видами рисков. Кроме того, доначисления возможны не только в периоде совершения ошибки или нарушения кассовой дисциплины, а и за прошедшие годы. То есть налоговый орган будет проводят допрос например, бывших сотрудников доначислять налоги за прошлые периоды.

Также к негативным последствиям можно отнести рост штрафных санкций. Контролеры планируют штрафовать за фиксацию мнимого или притворного расчета. Эти понятия предлагают закрепить в НК РФ. Размер штрафа:

  • для ИП — 50% от суммы зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 10 тыс. руб.;
  • для организации — сумма зафиксированного мнимого или притворного расчета, но не менее 30 тыс. руб.

Крупный штраф планируют установить за отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде:

  • с ИП хотят взыскивать 50 тыс. руб.,
  • с организации — 100 тыс. руб.

3. Отмена ЕНВД

Отменяется ЕНВД, По умолчанию с 01.01.2021 компании и ИП переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП — НДС и НДФЛ (Информация ФНС).

Под отмену ЕНВД подпадают микро и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги.

В результате отмены единого налога на вмененный доход перед предпринимателями встанет выбор: сменить режим налогообложения на ОСН, УСН, патентную систему, либо перейти в категорию самозанятых, либо закрыть предприятие и выйти на биржу труда или уйти в тень.

Каждый из приведенных вариантов может привести к тому, что бюджет может не получить тех средств, на которые рассчитывает Правительство РФ (около 60 млрд. руб), а последствия такой отмены будут намного более жесткими: около 1,1 млн. предприятий, находящихся на ЕНВД могут закрыться, в результате чего 1,7 млн. чел. станут безработными.

1. Переходная «упрощенка»

Переходная «упрощенка» была запланирована в Основных направлениях развития налогообложения в 2020 году.

С 1 января 2021 года вступают в силу новые изменения, касающиеся УСН. Федеральным законом «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» № 266-ФЗ от 31 июля 2020 года были введены переходные положения для тех, кто в течение года все-таки превысил лимиты по доходам и (или) численности работников.

Если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика превысили 200 миллионов рублей и (или) средняя численность его работников превысила ограничение более чем на 30 (если быть точнее, то более чем на 130) человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенки с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения. Это нововведение позволит налогоплательщикам удержаться на УСН, а не вылететь сразу.

Плюсом является возможность применять все-таки пониженные ставки налога. Налоговая ставка для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов, увеличивается с 6 до 8 процентов, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения является «доходы минус расходы», — с 15 до 20 процентов.

2. Установление налоговых льгот для IT компаний

В настоящее время за рубежом активно развиваются новые технологии, и для того, чтобы развивать их на уровне иностранных государств необходимо предоставить какие-то преференции именно нашим компаниям.

Пакет преференций включает 2 предложения.

Во-первых, бессрочно снизить тариф страховых взносов с 14% до 7,6%.

Во-вторых, бессрочно уменьшить ставку налога на прибыль с 20% до 3%. Закон с этими и другими поправками уже принят и вступит в силу 1 января 2021 года.

На рынке появится очень много компаний, между которыми развернется борьба за тендеры и заказы. Основным конкурентным преимуществом при равном качестве услуг станет именно их низкая стоимость. На коне окажется тот, кто сможет быть наиболее гибким в плане формирования цены.

Вместе с тем, важно помнить, что подобные преференции будут предоставлены не всем компаниям, необходимо соответствовать целому ряду критериев:

1) Получать не менее 90% дохода от следующих видов деятельности:

  • разработка и продажа программного обеспечения и баз данных (далее по тексту — ПО);
  • установка, тестирование, адаптация, модификация, сопровождение ПО (далее по тексту — обслуживание ПО).

2) Иметь не менее 7 человек наемных работников.

3) Получить аккредитацию в Минкомсвязи.

3. Сохранение пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом были установлены пониженные тарифы страховых взносов. Такие тарифы были приняты в качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса.

С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов — субъектов МСП, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, как превышение над величиной МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода:

  • на обязательное пенсионное страхование:
  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10,0 процента;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0,0 процента;
  • на обязательное медицинское страхование — 5,0 процента.

В отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца, в размере меньшем или равном величины МРОТ, страховые взносы исчисляются по общим тарифам.

В 2020 году заработная плата составляла 12 130 рублей.

МРОТ при новой методике расчета Минтруда РФ, учитывающей среднедушевой доход, увеличится в 2021 году до 12 792 рублей, прожиточный минимум для трудоспособного населения — до 12 702 рублей.

4. Применение механизма прямых выплат

Министерство труда и социальной защиты РФ хочет распространить механизм «прямых выплат» для больничных и пособий в связи с материнством во всех регионах страны с 1 января 2021 года.

Законодательством предусмотрен поэтапный переход до 31 декабря 2020 года большинства субъектов. Сейчас для этих выплат в ряде регионов используется «зачетный» принцип, когда работодатель платит работникам эти пособия за свой счет, а в дальнейшем сумма страховых отчислений в ФСС РФ уменьшается пропорционально произведенным работникам выплатам. С 1 января 2021 года все субъекты РФ перейдут на новый механизм выплат страхового обеспечения.

Читайте также:  Покупка нежилого помещения физическим лицом в ипотеку

5. Продлили налоговые каникулы для ИП до конца 2023 года

ИП на УСН и патенте смогут воспользоваться нулевой ставкой, если впервые зарегистрировались, вели бизнес в производственной, социальной, научной сфере либо оказывали бытовые услуги населению.

Субъекты РФ вправе устанавливать налоговые ставки 0% по УСН и ПСН для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.
Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2021 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Что такое налоговая нагрузка и где взять ее значения

Налоговая нагрузка — это доля выручки, которую организация отдает в виде налогов. ФНС по результатам года рассчитывает средний показатель для каждой отрасли. Показатели налоговой нагрузки по видам деятельности на 2018 год ФНС утвердила в приложении 3 к приказу от 30.05.2017 № ММВ-3-06/333 и опубликовала на официальном сайте в разделе «Налогообложение в РФ» → «Контрольная работа» → «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Значения налоговой нагрузки по налогам и взносам смотрите в таблице в конце статьи.

Компании, у которых налоговая нагрузка меньше среднеотраслевых, рискуют попасть под особый контроль налоговиков. Эти показатели ФНС учитывает, когда отбирает претендентов на выездную проверку. Сразу с проверкой налоговая не придет. Вначале инспекторы сравнят показатели в динамике за три года. И если налоговая нагрузка падает, то направят запрос о причинах снижения. Требование придет и в том случае, если налоговая нагрузка за предыдущий год ниже среднеотраслевой. Потом могут вызвать руководителя для беседы. Ходить главбухам на допрос за директора налоговики запретили.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль в 2018 году

Инспекторы стали чаще требовать пояснения о низкой нагрузке по налогу на прибыль. Об этом нам рассказали читатели. Налоговую нагрузку инспекторы считают по следующей формуле.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога из строки 180 листа 02 декларации : Сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации х 100%

Раньше инспекторы на проверках ориентировались на безопасный уровень нагрузки по налогу на прибыль: 1 процент для торговых компаний и 3 процента — для производства (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). ФНС отменила эти рекомендации (письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490). Теперь инспекторы на местах сравнивают нагрузку компании по налогу на прибыль со средним значением в своем регионе для конкретного вида деятельности. Конкретное значение они указывают в запросе о причинах низкой нагрузки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *